23-27 ноября 2022 года в Российском этнографическом музее VIII биеннале «Архитектура Петербурга»

#дайджест_meeting

VIII биеннале «Архитектура Петербурга»: новая жизнь старого проекта

23-27 ноября 2022 года в Российском этнографическом музее состоится VIII биеннале «Архитектура Петербурга».

Выставка лучших проектов и построек, реализованных петербургскими архитекторами за последние три года, представляет новые объекты градостроительства, жилые и общественные здания, объекты реставрации и реконструкции, интерьеры и ландшафтный дизайн.

«Городское измерение и мироощущение его обитателей взаимозависимы. Трансформация архитектурных форм корректирует умонастроения и общий психологический фон, что особенно важно для северных регионов.

Как совместить в новой архитектуре Петербурга эстетику и комфорт? Как развивать современный вдохновляющий
нас город, опираясь на мощный культурный код?

VIII биеннале «Архитектура Петербурга» – это не только масштабная экспозиция, но и насыщенная событийная программа. Объединение архитектурных мастерских инициирует диалог, который откроет нам новые знания, новые имена, новые образы Петербурга. К обмену мыслями и идеями приглашаются как ведущие эксперты двух столиц, так и все заинтересованные жители и гости города. «

Евгений Герасимов,
председатель Объединения архитектурных мастерских, руководитель архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнёры»

Пять дней в Российском этнографическом музее работала VIII биеннале «Архитектура Петербурга». На выставке проектов посетители могли ознакомиться с лучшими жилыми и коммерческими проектами северо-западного региона, а также тех районов и стран, с которыми сотрудничают петербургские архитекторы. В переполненных конференц-зонах, в режиме нон-стоп проводились презентации,  мастер-классы, шли дебаты и профессиональные дискуссии.

Жизнь после анабиоза

Последний раз биеннале проводили в 2019 году. Далее, как и многие другие, проект погрузился в спячку, связанную с новоявленной заразой. Известно, что при анабиозе происходит охлаждение тела, приостанавливается его жизнедеятельность, но отдельные органы все же работают, готовые «включить» организм, когда это потребуется. Так было и с биеннале – мероприятие не проводилось, но архитекторы трудились над новыми проектами, а организаторы ломали головы над тем, как и когда эти проекты представить.

Главной в команде реаниматологов является Ассоциация «Объединение архитектурных мастерских». В конце прошлого года в объединении прошли перевыборы, которые проводятся каждые два года, являя собой удивительный для наших дней единожды установленный механизм смены власти. К руководству пришли крайне деятельные и именитые архитекторы: председателем был избран Евгений Герасимов, руководитель мастерской «Евгений Герасимов и партнеры», его заместителем — Евгений Подгорнов, руководитель бюро «ИНТЕРКОЛУМНИУМ». Два Евгения одинаково смотрят на свои задачи: продвигать архитектурные достижения петербургских зодчих, делая их достоянием самого широкого общественного круга. Инструментом для первой операции по оживлению интереса к нашей архитектуре стала петербургская биеннале.

Выставка как зеркало русской архитектуры

Выставка работ архитекторов-петербуржцев всегда была способом показать товар лицом.

Наталья Никитина, исполнительный директор  Ассоциации «Объединение архитектурных мастерских» (ОАМ):

— Мы разослали приглашения всем известным нам участникам архитектурного сообщества, зарегистрированным как юрлица. И надо сказать, что реакция поначалу была довольно вялой, никто не верил, что из затеи может получиться что-то дельное. Однако по мере оживления диалога в переписке и в социальных сетях, мастерские одна за другой стали присылать заявки, и в результате в какой-то момент мы даже прекратили их прием. Возможности Мраморного зала Российского этнографического музея оказались не безграничны. Мы уже сейчас стали думать о том, как увеличить площади экспозиции к следующему году.

В итоге на выставке было представлено 16 мастерских членов ОАМ и 22 «вольные» студии. Общее количество проектов далеко взлетело по сравнению с первоначально заявленным числом. У нас было 137 проектов только в выставочной экспозиции.

Выставка оформлена в интеллигентном  консервативном петербургском стиле. Здесь все равны, выделиться можно только качеством представленного архитектурного материала. Проекты – самые разные от массового до элитного жилья, от кладбища до аэропорта.

«Мы ушли от планшетной подачи проектов, — добавляет Никитина, — у каждого участника свой четырехсторонний лайтбокс. Подсветка сделала свое дело: проекты высветились и заиграли!»

Демократические процедуры были соблюдены во всем: места в зале разыгрывались с помощью жеребьевки. В итоге, сетуют мэтры,  лучшие места у сцены, где шли дебаты и сессии, и скопление людей было постоянным, достались новичкам, недавно вступившим в члены ОАМ:  мастерской Юсупова, Futura Architects, SLOI architects, Ingmar Architects, «УРБИС-СПб»,  «НИиПИ Спецреставрация», бюро «А2», студии «АСМ Групп», мастерской Рейнберга и Шарова.

ОТЗЫВЫ о выставке

  • Деловые люди и не только

     

    Организацию деловой программы взяла на себя компания «Деловой клуб MEETING», много лет занимающаяся бизес-мероприятиями в сферах девелопмента, строительства, урбанистики, архитектуры и дизайна. В результате никаких митингов — программа по сути своей вылилась в гибрид дискуссионного клуба и творческой мастерской. Дебаты были построены таким образом, чтобы у каждой заявленной проблемы появилась пара-тройка внятных решений. При этом, в отличие от многих подобных мероприятий, биеннале посетили и, главное – вступили в диалог  и пришли обсудить архитектурно-градостроительные вопросы — практически все представители власти, отвечающие за разные стороны градостроения: развитие новых территорий, сохранение памятников, строительные нормы и озеленение. В разных сессиях приняли участие ……… перечислите, пожалуйста, чиновников, они реагируют на упоминания, им выдают мониторинги, нам важно для дальнейшей работы. Открыл биеннале и перерезал ленточку вице-губернатор Санкт-Петербурга  Николай Линченко.

    Новыми в построении программы стали и формы подачи материалов. Архитектурный баттл магистров СПбГАСУ, краш-тест фасадов города-спутника Южный, встречи с авторами книг, авторская экскурсия по новым проектам архитектора Ильи Юсупова, нереализованные проекты Евгения Подгорнова,  взрослые и детские мастер-классы, и как вишенка на торте – великолепная лекция главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

    Еще одно новшество – привлечение в качестве ведущих и участников программы представителей самых разных профессий: блогеров, журналистов, артистов, музыкантов, педагогов и пр.

     

     

  • Татьяна Ганюшина, управляющий партнер Делового клуба MEETING:

    — Конечно, привлечение артистов не было самоцелью. Главной задачей для себя мы видели, во-первых, наладить коммуникацию среди архитекторов, строителей, производителей материалов – словом, всех участников создания здания, сооружения или даже целого квартала. Во-вторых, предоставить возможность показать проекты и рассказать о своих возможностях тем, кто не попал в выставочный пул. В результате благодаря деловой части география проектов расширилась до Белоруси и Камеруна. И в-третьих, конечно, было важно сделать мероприятие по-настоящему популярным, чтобы архитектура шагнула в народ, но не придавила его (смеется).

ОТЗЫВЫ о деловой программе

  • Архитекторы культурные люди и ничто культурное им не чуждо

     

    Слово ВПЕРВЫЕ стало ключевым на этой биеннале, и коснулось оно не только впервые представленных проектов. Первый раз в этом году организаторы затеяли эксперимент с привлечением партнеров из музеев, театров, галерей, школ и т.д. Союз архитектуры с музами (известно, что в сонм муз архитектура не входит) оказался на  редкость плодотворным.

    «В нашей культурной программе все было связано с зодчеством, — рассказывает Ольга Шишко, арт-директор компании MEETING. У нас в партнерах было несколько музеев-квартир, музей Фаберже, Эрмитаж, 2 театра, галереи и выставочные залы, кафе и аукционные дома . И все они подготовили программы, связанные с архитектурой.

    В 2022-м году биеннале в буквальном смысле захватила ….. культурных площадок города, включая этнографичекий музей – свою основную сцену.

     ОТЗЫВЫ о и детской культурной программах

    Все лучшее – детям

    Дети от 0 до 16 стали полноправными участниками программ. Их пускали везде. Подростки и их родители в большом количестве присутствовали в первый день, когда много рассказывалось об архитектурном образовании. Но было и много специально разработанных для них программ: экскурсионных, музыкальных, театральных и образовательных.

    Кстати, и детская и культурная программы, связанные с биеннале, будут продолжаться до конца декабря. Программа вывешена на сайте www.oam-spb.ru

#дайджест_meeting

Закончен бал?

НЕТ, и еще раз НЕТ, — говорит Евгений Герасимов, председатель Ассоциации «Объединение архитектурных мастерских»:

— В продолжение биеннале мы разворачиваем широкую просветительскую деятельность. Моя мастерская уже приняла несколько школьных экскурсий. В течение года каждая из мастерских-членов также примет у себя хотя бы пару-тройку школьных экскурсий и проведет несколько мастер-классов для студентов профильных вузов и техникумов.

Открытость с целью продвижения и показа достижений наших мастерских станет основным принципом нашей работы. В нашем телеграмм-канале мы будем показывать все проекты, выходящие из-под грифеля наших архитекторов – жилые дома, бизнес-центры, больницы, детские сады, школы, сады и парки.

Я вижу, что члены ОАМ вошли во вкус – увидели, как можно показать и обсудить свою работу с профессиональным сообществом, или найти заказчиков и почитателей, или в одночасье выйти в топ упоминаемости в Яндексе, как это стало с проектом Левашовского аэропорта, который спроектировал новый участник объединения — бюро INGMAR и был впервые представлкен и описан в рамках биеннале.

Так что работа VIII биеннале «Архитектура Петербурга не останавливается до следующего года – она просто реинкарнируется в другие формы.

https://vk.com/archbiennalespb

https://t.me/archbiennalespb